Главная - Консультационный блог - Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения

Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения являются особой категорией земель, поскольку правовое регулирование их статуса пересекается между нормами частного и публичного права. Учитывая особенность данной категории, вопрос о налогообложении земель сельскохозяйственного назначения является особо актуальным для субъектов гражданского оборота.

Налоговый кодекс РФ содержит в себе главу 31, которая регулирует налогообложение земель. Для категории земель сельскохозяйственного назначения налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости.

Земельное законодательство закрепляет в себе следующее определение земель сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли,

находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • казачьими обществами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Для применения пониженной налоговой ставки на данную категорию земель, они должны относиться к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного назначения, а также фактически использоваться для производства. В случае несоблюдения одного из этих требований, земли облагаются стандартным налогом в размере не превышающем 1,5%.

Исходя из соблюдения условия для пониженной налоговой ставки, могут возникать следующие проблемы.

  • Если земля сдана в аренду. Земельное законодательство устанавливает, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляет права собственников. Получается, что если собственник участка сельскохозяйственного назначения сдаёт его в аренду, то он может рассчитывать на пониженную налоговую ставку. Однако, возможность использования такой ставки вероятно придётся доказывать в судебном порядке. Так, в одном из дел, суд поддержал налогоплательщика, указав на то, что в соответствии с налоговым законодательством, правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника. Самое главное – объект, то есть чтобы земельный участок использовался по назначению. Следует отметить, что в случае неподачи заявления в суд на действия налогового органа в отношении собственника, последний будет вынужден платить налог по ставке без льготных условий.
  • Земля должна быть не только для сельскохозяйственного производства, но и для целевого назначения. Приказом Минэкономразвития был утвержден классификатор, который устанавливает разрешенные виды использования земель. Если организация использует землю сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, тогда пониженная ставка на налог будет применяться. В редких случаях возможно применения пониженной ставки для дачного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства.
  • Земли для дачного строительства представляют собой участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха с правом возведения жилого строения, а также выращивания различных культур. Для коммерческих организаций не предусмотрено приобретение земель для дачного строительства. Следовательно, если коммерческая организация приобретёт такую категорию земель, то для нее должна применяться стандартная ставка.
  • Земли для ведения личного подсобного хозяйства. Под таким хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности, осуществляемая гражданином или гражданином и членами его семьи по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Из этого следует вывод, что опять же для коммерческих организаций такая форма не предусмотрена. Однако, если организация купила такую землю у гражданина, то возникает иная ситуация: «Таким образом, с учетом вышеизложенного положения пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса полагаем, что если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка».

Среди физических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога, находятся малочисленные коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все остальные категории физических лиц обязаны платить налог. Однако, некоторым категориям граждан предлагается оплата налога по льготной ставке. Органы местного самоуправления могут расширить список таких граждан. Для оплаты налога по льготной ставке необходимо подать соответствующее заявление в местную налоговую инспекцию.

Исходя из изложенного, можно сделать следующий вывод: действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования «Для дачного хозяйства» и «Для дачного строительства». Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка — юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом N 66-ФЗ.

Исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, положений ЗК РФ, ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3% тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам.

Таким образом, если земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «Для дачного строительства», приобретались не для поименованных выше целей, а используются в коммерческих целях, то применение ставки земельного налога 0,3% неправомерно. Очевидно, что приведенный вывод применим и к участкам с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства». Данные выводы и признал правомерными ВС РФ.