Земли сельскохозяйственного назначения являются особой категорией земель, поскольку правовое регулирование их статуса пересекается между нормами частного и публичного права. Учитывая особенность данной категории, вопрос о налогообложении земель сельскохозяйственного назначения является особо актуальным для субъектов гражданского оборота.
Налоговый кодекс РФ содержит в себе главу 31, которая регулирует налогообложение земель. Для категории земель сельскохозяйственного назначения налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости.
Земельное законодательство закрепляет в себе следующее определение земель сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли,
находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
Для применения пониженной налоговой ставки на данную категорию земель, они должны относиться к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного назначения, а также фактически использоваться для производства. В случае несоблюдения одного из этих требований, земли облагаются стандартным налогом в размере не превышающем 1,5%.
Исходя из соблюдения условия для пониженной налоговой ставки, могут возникать следующие проблемы.
Среди физических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога, находятся малочисленные коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все остальные категории физических лиц обязаны платить налог. Однако, некоторым категориям граждан предлагается оплата налога по льготной ставке. Органы местного самоуправления могут расширить список таких граждан. Для оплаты налога по льготной ставке необходимо подать соответствующее заявление в местную налоговую инспекцию.
Исходя из изложенного, можно сделать следующий вывод: действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования «Для дачного хозяйства» и «Для дачного строительства». Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка — юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом N 66-ФЗ.
Исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, положений ЗК РФ, ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3% тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам.
Таким образом, если земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «Для дачного строительства», приобретались не для поименованных выше целей, а используются в коммерческих целях, то применение ставки земельного налога 0,3% неправомерно. Очевидно, что приведенный вывод применим и к участкам с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства». Данные выводы и признал правомерными ВС РФ.